Муниципальное учреждение культуры "Весьегонский центральный дом культуры"

На моей виртуальной сцене Вы познакомитесь с новостями культуры, и околокультурными новостями небольшого городка тверской глубинки Весьегонск и его окрестностей. Я расскажу о творчестве моих земляков, интересных встречах, мероприятиях и великолепной природе, окружающей наш край. Добро пожаловать в зрительный зал...

Да, а сцена реальная находится по адресу: Муниципальное учреждение культуры "Весьегонский центральный дом культуры"

воскресенье, 6 января 2013 г.

От Рождества до Крещения: РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕЧЕР...


В Рождественский вечер наступает самое весёлое время на Руси - Святки.
СВЯТКИ — это время «от звезды и до воды», т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.  
СВЯТКИ - это и посиделки в избе;  гадания о своей судьбе; ряженые, шутки и розыгрыши...  
О том как праздновали святки в деревнях Весьегонского района в старину рассказывает Галина Михайловна Сазанова, руководитель Барановского народного фольклорного хора.

РАЗДЕЛ I:  КОРОВУШКИ 
Фото Геннадия Михеева


 
В Рождественский сочельник говели («говеть» - воздержаться от приёма пищи) и работали до звезды. Утром ходили в церковь, потом топили бани, мыли полы, ходили за лапьём («лапьё» - еловые ветки) в лес. В старину в наших деревнях ёлку не наряжали, а кидали еловые лапинки напол в доме, в сенях, на крыльце, у крыльца. Веточку втыкали в посвятой угол, где икноы. Делалось это для того, чтобы везде пахло смолой. Так делали два раза в году: в Рождество и на Пасху. Когда вымоются в бане, приносили под сто солому, и вечером вся семья садилсь за этот стол делать «коровушки». Солому приносили и делали «коровушки» потому, что когда Иисус Христос родился, его положили на солому в коровьи ясли.
«Коровушки» ( произношение – короушки) - это и птицы и звери, и домашние животные: поросята, барашки, лошадки со всадником, гуси, куры, петушки, зайчики, лисички… «Коровушки» лепили из туго натёртого  пресного теста на воде или молоке. Лепили в основном мленькие фигурки доомашних и лесных животных и птиц, что бы скотина водилась во дворе, а в лесу разные птицы и звери.
Девушки лепили «баскую коровушку» («баская» - красивая) величиной с чайное блюдце. Сначала сделают «коровушке» головку с рожками и глазками, затем начинают по кругу лепить «басы» («басы», «басить» - украшать). Вокруг головушки лепили цветочки, травинки – чтоб коровушка сыта была. Потом шли «молодчики» (кк маленькте человечки с головушками) – чтоб у девушки женихи были. Затем шли колечки – чтобы девушка обручилась в этом году. Дальше шёл «овёсец» (как овсяные зёрнышки) – чтоб хлеб уродился и был корм скотине. Грибочки и ягодки – чтоб в лесу грибы и ягоды уродились. Гребешки – чтоб у девушки жених и скотина на дворе чистыми были.Ладошечки и лопаточки – чтоб земляобработана была. Затем все «басы» обвивались жгутиком, скатанным из теста. Между «басами» лепились украшения из мелко настриженных полосок цветной бумагт или кусочков ниток разного цвета. Всё это называлось - «убантить коровушку», т.е. налепить бантиков. В деревне Слуды такая «коровушка» называлась «грибатка».
Был и другой способ делать «баскую коровушку». Так, в деревне Горка, на «баской коровушке» делали сорок «басов»: вокруг головушки сажали сорок «гулинёк» («гуленёк» - голубочков), а других «басов» не делали. «Бантили» нитками (гарусом) или цветной бумагой. Сорок «гулинёк» сажали вокруг головушки, потому, что у Иисуса Хритса три годовых праздника: в Рождество родился, в Крещение крестился, в Сретенье с Господом Богом встретился. От Рождества до Сретенья сорок дней. Девушки считали, что обязательно встретятся со своим женихом, если сделают на «коровушке» сорок «гулинёк». Сделанные «коровушки» выносили на деревянном донце на мороз до утра.
Когда кончали делать «Коровушек», из-за стола никто не выходил: собирали ужинать. Съедали всё, что было настряпано: щи с грибами, горох или кисель гороховый, кашу пшённую или картошку с грибами и растительным маслом. Обязательно, чтоб вся семья была дома. Из-за стола никто не выходил, пока все не отужинают. Раньше считали, что если на Рождество вся семья дома и делает «коровушки», то летом скотина с гулянья домой ходить будет. Утром, как протопится печь, «коровушек» сажали на противни или сковороды и ставили в печь. Как только «коровушки» испекуться, вынимали из печи и ставили опять на деревянное донце.
Ребятишки с утра бегали из дома в дом – ходили «славить коровушки». В деревнях Крешнево, Бараново, Горка, Выбор, Задний Двор пели так:
Маленька девчонка
Славить не умею,
Дайте короушку
Вон пойду.
В деревнях Слуды, Бадачёво, Перемут припевали так:
Маленький словутник,
Славить не умею,
Дайте короушку,
Вон пойду и лазейку затворю.
Ребятишкам в каждом доме подавали «коровушку». «Баскую коровушку» девушки вечером в Рождество дарили ребятам.
Вечером в деревнях ходили «славить коровушек».  Ряженые, взрослые и молодёжь, ходили по домам, пели «Рождество Твоё Христе Боже наш». Им подавали не только «коровушек», но и пироги, оладушки, жаркое – у кого что есть. Затем «славутники» шли в один дом и всё съедали. Пели «долги» песни, плясали и расходились по домам.
Репортаж с Веси Ёгонской про коровушек от Геннадия Михеева. Интересная встреча  с автором состоялась в 2006 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий